пятница, 30 мая 2014 г.

Деловая игра как метод исследования в психологии

1. Для психологического исследования оказывается крайне важна> тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным. 2. Деловые игры задействуют личность участников. Наличие личностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации, выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются ярким эмпирическим фактом. Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряденность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.
3. Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях огносигельной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть пряняго. В разных играх эта неопределенность задается по-разному. В случае "жесткой" имитации предполагается выбор из имею^яхея альт арна ГИБ решения. В "свободных" имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других-ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые 'ли продоставляюг правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально. 4.Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, "загружают" решением конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игрн является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный конгроль личности за своим поведением. 5. Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях. Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспе-ктивного характера. Игровые ситуации 'воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, яак реальные жизненные ситуации. Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании. 1. Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исход которых известен; в имитациях принимают участие разные группы испытуемых, подобранные на основе предварительно выявленных психологических качеств к черт; исследуется роль тех илп иных психологических переменннх в формировании реального решения. 2. Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход модалируомых событий в действительности. 3. Логика самого мегода нагалкиваег исследовагелей на гадой подход, когда изучение личносги осущесгвляегся в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры. 4. Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационной игры, сравнению результатов данного метода с другими методами и с поведением в реальной жизни. В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других "вербальных" тестов. 5. В последние годы появились работы, посвященные деловым и имитационным играм в советской психология. Деловые игры в них выступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности. Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная и многоуровневая деятельность человека. СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности ДИ и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ (см. рис. 2). Рассмотрим каждый элемент этой структуры. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически способом описания работы участников о имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов. Педагогические цели дидактические - закрепление системы знаний в области конструирования ДИ; - выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; - обмен опытом создания ДИ; - совершенствование навыков принятия коллективных решений; - развитие коммуникативных умений разного рода. воспитательные: - порождение творческого мышления; - выработка установки на практическое использование ДИ: - воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми; - преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения. Игровые цели - разработка вариантов проекта ДИ; - демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста. Предмет ИГРЫ - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности. Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Роли и ФУНКЦИИ ИГРОКОВ должны вдэкватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Правила ИГРЫ. - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности. Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля кразипрофеосиональной деятельности, обеспечивает фopмиpoвaниe игровой, познавательной и профоссиональной мотивации участников ДИ.

0 коммент.:

Отправить комментарий